Живые уроки

8 июня, 2020

Для многих заповедник – закрытая структура, чьей задачей является, с одной стороны, не пускать никого кроме сотрудников на запретную территорию, а с другой – вести какие-то таинственные научные работы и сохранять живую природу.

В какой-то степени это мнение верно. Но ещё более верно то, что этими функциями в хорошем заповеднике не ограничиваются. И что характерно, не замыкаются на привычных задачах именно потому, что хотят и впредь сохранить нетронутые уголки природы, а заодно  поспособствовать в целом сбережению живого мира.

Именно поэтому заповедники «Хакасский», «Саяно-Шушенский» проводят много различных акций, мероприятий, лекций и даже «живых уроков» для школьников, чтобы ребята с самого детства научились любить и ценить природу, понимать, насколько она хрупка и беззащитна перед человеком.

Совсем недавно заповедник «Хакасский» представил новый просветительский проект «Экологические уроки». Авторские уроки в интересной и живой форме покажут школьникам, как важен для всего сущего экологический баланс, расскажут, что представляет собой взаимосвязь всего живого на планете и так далее.

Пока неизвестно, проведут ли свои уроки сотрудники заповедника для черногорских школьников, но одно можно сказать точно – практика общения между нашими учебными заведениями и «Хакасским» давняя и весьма плодотворная.

Около трёх лет назад мне довелось побывать в посёлке предков на участке заповедника «Оглахты» в составе большой группы педагогов республики. Идея сотрудников заповедника заключалась в привлечении школьников, которые бы под руководством учителей могли в интересной и живой форме познакомиться с историей, географией, биологией, приехав в заповедник.

Тогда же заместитель директора школы 19 Черногорска Ирина Симонова рассказала, что их дружба с заповедником длится уже года три. Многие из школьников были на Оглахты, поднимались по лестнице, восхищались великолепными видами хакасской природы. А в итоге это находило продолжение в их учебной деятельности. Очередная поездка подсказала педагогу новые идеи, которые хотелось бы воплотить в будущем. И вот прошло ещё почти три года.

— Мы воспользовались возможностями заповедника, — говорит Ирина Симонова, — два года подряд в рамках летнего лагеря делали экскурсии на Оглахты. Это был замечательный опыт! Обычно на летний сезон дети с трудом набирались в лагерь, тем более он у нас большой, 400 мест. Но вывезли детей на Оглахты, и на следующий год в летнем лагере не хватило мест! Столько желающих было. Родители сразу оценили, что пребывание в лагере стало интересным. Очень хотелось бы продолжить эту традицию, но боюсь, что не будет материальной возможности. Транспортные услуги растут в цене, а финансирование у нас больше не становится.

Также три года назад педагоги предположили, что, возможно, будет интересно устраивать на Оглахты живые уроки в рамках обычной учебной программы. И вновь это опробовали на своём опыте учитель биологии 19-й школы Ольга Онучина и её ученики из 6-7 классов. Конечно, такие выездные уроки могли бы быть и почаще, но опять всё упирается в финансы, точнее, в их отсутствие. Хотя эффект от таких поездок замечательный. Как говорят учителя, ребята настолько начинают интересоваться предметом, что запала от одной поездки хватает надолго.

Да и не удивительно. Ведь не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Но даже при минимальных затратах сотрудничество заповедника и школы продолжается. Не так давно параллель пятиклассников школы посмотрела замечательный фильм Юрия Курочки «Ледники Чёрного Июса».

— Главное, что потом всё это через уроки пропускается, — говорит Ирина Симонова. — Дети не просто смотрят интересное кино, они затем изучают это на уроках. В итоге лучше понимают материал, который даётся в учебнике. С заповедником вообще работаем плотно, они всегда приезжают к нам, когда просим, выходят сами с предложениями, читают лекции, проводят занятия. Наши ученики участвуют в их конкурсах и порой побеждают.

Источник: сайт газеты «Черногорский рабочий»: http://www.xn--80acehqcedd2albfsedn4hp.xn--p1ai/node/18447