Мусорный пинг-понг

8 июня, 2020

Интересные мы всё-таки с вами граждане-товарищи. Когда не было никаких особых изменений в отношении вывоза мусора, громко ругались на кухнях: «Чё ж это делается? Вон, свалка опять загорелась, дым – на город. И вообще, все окрестности завалены». А как наметились подвижки – опять не слава Богу.

Ладно, эмоции в сторону, давайте разбираться, что за зверь – мусорная реформа, чем она оказалась хорошей или плохой для нашего города, какие «язвы» вскрылись с самого старта, и какие плюсы уже сейчас видны невооружённым глазом.

Наведение порядка с мусором и свалками – дело благое и очень даже прогрессивное. В конце концов, с чего-то ведь надо начинать путь к цивилизованному обращению отходов, их сортировке. А то лишь лозунги и слышали: «Отходы – в доходы!» На самом же деле черногорский мусорный полигон, хоть и лицензированный,  представляет собой  обыкновенную необъятных размеров свалку, ситуация на которой не меняется годами. Всё те же мусоровозы, а ещё — похожие один на другого «старатели», ожидающие порций свеженького добра, собранного из городских мусорных контейнеров. Долгое время лишь они обращали отходы хоть в кое-какие доходы.

К тому же, в городе зачастую получалось так: одни, дабы не платить за вывоз мусора, норовили оставлять его где-нибудь «в полях», рощицах, или, что уж там, в конце родных улиц. Другие, из коридоров власти, по долгу службы призванные разгребать несанкционированные свалки и тратить на это немалые бюджетные деньги, отправлялись в засады с камерами наперевес, чтоб нарушителей – за ушко да на солнышко. И так — по кругу, кто кого перехитрит.

                            Курам на смех

И вот объявили: «Грядут перемены!» Народ, как водится, испугался и ничего не понял – с информацией на эту тему была напряжёнка. Мы, как могли, читателей успокаивали, часами принимали вопросы, искали на них ответы. Некоторые диалоги оказались более чем любопытными. К примеру, одна из жителей частного сектора утверждала, что у неё мусора… не бывает.

— Как так, а зола от сгоревшего в печи угля?

— Высыпаю курочкам, купаются в ней. Зимой песка-то нет.

Можно себе представить, какой слой золы скапливается в курятнике к весне. На самом деле, золу и на дороги валят, и за дома, и к соседям под дома…

— А что с пластиком делаете, с целлофановыми упаковками из магазина?

— Так, это, сжигаем.

— А в курсе, ЧТО при этом летит в воздух, которым вы же и дышите?

— Все вроде так делают.

Что скажешь? Это тот самый случай, когда экологическая культура ниже нуля. И он не единственный. Стоит только обратить внимание на отсутствие мусорных баков возле частных домов. Хозяева тоже, видно, то кур смешат, то всё подряд сжигают. Читатели, было дело, предлагали ввести для таких антиэкологов  зверские штрафы, не выдерживали едкого запаха из соседских труб – горящий пластик, он и отравить способен.

Звонившие из того же частного сектора и не имеющие контейнеров рассказывали ещё и о том, что органический мусор у них копится в компостной яме, а другой «собираем в мешки и вывозим сами».

Вопрос – вывозят ли, а если да, не в ближайший ли овраг?

В ответ звучало: «Нее-ет» Но если все сплошь законопослушные, откуда же тогда вырастают, то тут, то там, мусорные залежи?

                            Плюсы

Итак, если раньше многим жильцам частного сектора удавалось распихивать мусор «за так» (загаживая город и окрестности), теперь за его вывоз каждому будет начисляться определённая сумма. Это «плюс» помер один, потому что если уж с человека возьмут деньги, он, будем надеяться, заведёт-таки контейнер и будет копить отходы в нём. В итоге они попадут, как положено, на мусорный полигон.

Второй плюс – в том, что плату за вывоз мусора теперь берут не с квадратных метров жилищ (правда, при чём тут они?), а с людей, и она зависит от количества прописанных.

Третье благо от реформы – представителей предприятий и предпринимателей законодательство жёстко обязывает заключать договоры и вывозить мусор. А то ведь, было дело, иные норовили коробки и прочий хлам из киосков, магазинов выносить в контейнеры, что предназначены для жильцов многоэтажек. Значит, эти жильцы за них и рассчитывались.

Четвёртое, и главное, – всё идёт к тому, чтобы региональные операторы повсюду — и в городах, и в сёлах — занимались сбором (а некоторые сельчане сегодня возмущены до глубины души: они никогда не платили за вывоз мусора, со всеми вытекающими последствиями в полях и лесах), а ещё — сортировкой и переработкой мусора. Всё для того, чтобы максимально сократить количество просто так сваливаемых отходов и, соответственно, позаботиться о качестве окружающей среды, а в конечном итоге – о собственном здоровье.

Что под раковиной

Как удалось выяснить, в Хакасии на сегодняшний день на площадках для сбора мусора — более 150 контейнеров для пластиковых бутылок. В Черногорске этим занимается уже не один, а три предпринимателя, устанавливающих специальные металлические сетки. Один из них, Андрей Семёнов, рассказал, что количество собираемых бутылок постоянно растёт. Это значит, что они не попадают на свалку, а идут под пресс и отправляются, в качестве вторсырья, для изготовления других изделий.  Кроме того, один из предпринимателей недавно начал устанавливать в городе ёмкости для стеклянной тары. В итоге, на мусорных площадках для жильцов многоэтажек теперь уже до трёх видов контейнеров. Значит, потихоньку привыкаем к необходимости сортировать мусор ещё дома, под раковиной.

Кроме того, и на предприятиях двигаются в заданном направлении, отдельно собирают бумагу, картон, отходы пластика. К примеру, коллектив разреза «Черногорский» занялся этим задолго до официальных приказов, просто из понимания и в связи с тем, что здесь издавна ратуют за  высокую культуру производства. А Сибирская угольная энергетическая компания   организовала производство изделий (резиновой плитки, покрытий для спортплощадок) из использованных шин большегрузов – налицо новые технологии по вторичной переработке отходов.

93,5 миллиона на переработку отходов

И.о. министра природных ресурсов и экологии РХ Сергей Арехов суть «мусорных» перемен пояснил так:

— Как известно, на всей территории России в целом и в Хакасии в частности, реализуется государственная реформа сферы обращения с отходами, приоритет которой — максимальное вовлечение мусора во вторичное использование и уменьшение объемов захораниваемых отходов.

Правительством России вводится поэтапный запрет на захоронение отдельных видов отходов. С 2018 года запрещено захоронение лома и отходов металлов, термометров, ртутных ламп, лома алюминиевых банок, алюминиевой фольги. С 2019 года введён запрет на захоронение отходов бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары. С 2021 года – компьютеров и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов, электроинструментов.

Несмотря на то, что запрет вводиться поэтапно, необходимо принимать меры по созданию объектов сортировки и переработки, которые в настоящее время отсутствуют, а организация такого процесса имеет вид отдельных частных инициатив с незначительными объемами вовлечения отходов. 

Так как создание подобных объектов сопряжено со значительными капитальными затратами, их реализация целесообразна за счет использования бюджетных средств всех уровней, а также привлечения в отрасль  частных инвестиций.

На сегодняшний день, в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» на создание объектов по переработке ТКО предусмотрены субсидии из средств федерального бюджета.

На Совете развития республики при Главе РХ утвержден аналогичный региональный проект, планируемый к реализации в 2022-2024 годах, с объемом бюджетных средств всех уровней 93,5 млн. рублей с долей участия федерального бюджета 99%.

                            Аэросити? Так летите!

И всё бы хорошо с мусорной реформой, да погрязла она у нас в непонимании и скандалах. Как два титана, бьются между собой региональный оператор по обращению с отходами «Аэросити-2000» и правительство республики. Люди нажимают на власть, не нравятся им ни новые нормативы («завышены!»), ни тарифы («не по силам!»). Региональный оператор имеет свои доводы:

— Посмотрите на ситуацию с точки зрения предпринимателей, которые вошли на «мусорный» рынок Хакасии! – Не скрывает эмоций генеральный директор ООО «Аэросити-2000» Сергей Шабалин, — был объявлен конкурс, обозначены тарифы, с которыми предстоит работать: заходите, кто желает, берите дело в свои руки! А получилось, как в сказке, – «Вы летите, как хотите, только крылья берегите!» Крупные фирмы, которые работают в этой сфере в стране, в Хакасию заявляться не стали, видимо, их не устроили стартовые условия, цена за работу. Мы посчитали, что для нас это предложение выгодное, сделали заявку и выиграли конкурс на законных основаниях. Приступили к работе, вложили средства в создание диспетчерской службы, начали завозить технику, которой здесь никогда не было, – мусоросортировочные линии, спецавтомобили для работы с крупногабаритными бункерами, заказали местным подрядчикам изготовление сотен восьмикубовых бункеров. То есть вложили уже десятки миллионов рублей. Мы крупная компания, 17 лет работаем на рынке обращения с отходами в Москве и Подмосковье. Имеем серьезный опыт работы в этой сфере. Никакая местная структура объем задач, которые нужно выполнить в регионе, реализовать бы не смогла. Особо отмечу, что по просьбе прежнего Правительства Хакасии мы заключили договоры с местными подрядчиками, чтобы сохранить их на рынке, чтобы люди не потеряли работу.

И тут представители нового правительства говорят, что конкурс выигран незаконно, и вообще… Как должен бизнес на это реагировать? На наш взгляд, надо вместе, конструктивно обсуждать возникающие проблемы. Мы стремимся работать именно так.

А пока власти и регоператор будто играют в пинг-понг, отправляя один другому претензии и пикируясь в республиканском информационном поле. Без победителей. В Хакасии, надо признать, эксклюзивная ситуация, поскольку наложились одна на другую две реформы: одна – мусорная, вторая – реформа во власти после недавних выборов. Не на последнем месте при этом – работа на электорат: «Мы хорошие, защитим, примем меры».

На самом деле, как утверждают представители «Аэросити- 2000», качество продвижения мусорной реформы совсем не зависит от лозунгов, зато требует готовности к делу конкретных властей, в том числе – муниципальных.

— А мы, — подчёркивает генеральный директор ООО «Аэросити-2000» Сергей Шабалин, — видим как минимум три этапа при организации дела. Первый – отладить, с поправкой на новый закон, систему вывоза ТКО там, где она работала. Второй – организовать вывоз мусора оттуда, откуда он никогда не вывозился (речь о некоторых сельских территориях). А когда будет в полной мере отлажено то и другое, придёт время для третьего этапа: раздельного сбора мусора, его сортировки и переработки.

 Глонасс видит нас

Представитель ООО «Альтаир» Виктор Сорокаев (с его фирмой в Черногорске заключен договор о вывозе мусора) подчёркивает, что если регоператор пришёл всерьёз и надолго, через него, в перспективе, можно будет оперативнее вводить разделение отходов: расширить контейнерные площадки, промаркировать мусорные ёмкости или сделать их разноцветными, для сбора мусора разных видов. Что касается черногорского мусорного полигона, Виктор Петрович считает, что в данном случае, по крайней мере на первых порах, актуальны именно СОРТИРОВКА отходов (пластика, стекла, металла и т.д.) и захоронение остатков.

— О мусороперерабатывающем заводе в нашем случае, полагаю, говорить преждевременно, поскольку для такого производства нужен размах городов – миллионников и соответствующие объёмы мусора, иначе это дело не станет рентабельным. А чёткость в работе в наших условиях будет зависеть не только от регоператора, но и от властей республики, города. Необходима инвестиционная программа, вместе с тем, надо следить, чтобы предприниматели эти деньги не «проедали».

В отношении работы «Альтаира» Виктор Сорокаев заметил:

— В настоящее время на каждом из автомобилей, которые вывозят мусор, установлена система ГЛОНАСС, так что за ними – двойной контроль. Маршруты движения мусоровозов отслеживает и черногорское руководство, и представители регоператора.

С ручкой

и блокнотом, хорошо –

не с пулемётом!

По опыту, когда дело касается социально значимого проекта, не склонен «на ура» доверять предпринимателям сопредседатель регионального отделения ОНФ Максим Мареев:

— Настораживает  отсутствие собственной базы у регионального оператора. ООО «Аэросити-2000» пошло по известному пути заключения договоров с подрядчиками, в итоге мусор вывозят на полигоны те же фирмы, которые делали это раньше. Спрашивается, зачем нам надстройка, из-за которой тарифы стали выше? Проблема на поверхности: увы, законодательство о конкурсных процедурах даёт возможность в том числе недобросовестным подрядчикам замахиваться на значимые объекты или заказы. По сути, на торги может прийти человек с папкой бумаг да ручкой — и победить. А потом – «кувыркаться», пытаться нанимать рабочую силу. Напрашивается аналогия с ситуацией вокруг недобросовестных поставщиков хлеба в соцучреждения республики, которую мы разбирали в конце 2018-го. Один из черногорцев нам сообщил, что в пекарне, которая изготавливает хлеб для больниц и школ, антисанитария, пекари работают без санкнижек. Провели рейд, и в самом деле, выявили с сотрудниками Роспотребнадзора много неприятного. Теперь добиваемся включения данной компании в реестр недобросовестных поставщиков.

На мой взгляд, такие перегибы возникают из-за бездушной установки бизнесменов «выиграть тендер». А там, мол, посмотрим, как выкручиваться.

Что же касается замысла в отношении мусорной реформы, по сути, рождается новая отрасль, с понятным посылом в будущее, которая на старте, к сожалению, спотыкается.

Получается, как ни крути, ни в республике, ни в городе почву для достойного начала мусорной реформы к началу января не подготовили. Отсюда скандалы, разногласия, отсутствие оперативности при вывозе мусора (заявки выполняют лишь  в течение двух-трёх дней) и потоки жалоб. Впрочем, с каждым днём порядка становится больше, вопросов – меньше.

А что до новенького, в конце прошлой недели власти озвучили результаты переговоров с регоператором по самому чувствительному — тарифному вопросу. Черногорцам и раньше объясняли, что наш тариф на вывоз мусора один из самых низких, поскольку свалка близко, транспортное плечо короткое. Поэтому по итогам первого месяца года его снизили лишь на 2%, как и абаканцам. А самое существенное снижение цены, на 22 и 26%, соответственно, произошло в двух из пяти частей республики – В Аскизском районе и в зоне, в которую включены Саяногорск, Алтайский и Бейский районы. Пока так.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

Источник: Черногорский рабочий от 12 февраля

http://www.черногорскийрабочий.рф/node/18317