Сто вопросов к Роспотребнадзору

8 июня, 2020

Сто не сто, но несколько десятков вопросов поступило к нам от читателей газеты на «прямую линию», которую редакция проводила совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по РХ в Черногорске. На вопросы горожан отвечали:

Ольга Васильевна Поцикайло, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РХ в г. Черногорске, Сорске, Боградском, Усть-Абаканском районах,

Тарина Андреевна Султрекова, юрис-консульт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РХ, в г. Черногорске».

— Несколько лет назад в Хакасии актуальной была проблема, связанная  с китайскими теплицами. С одной стороны, сомнительное качество продукции, с другой – экологические проблемы: загрязнение земли химикатами, полиэтиленом и так далее. Сейчас эта проблема решена или ещё осталась?

О.В.: — В настоящее время тепличные хозяйства переданы индивидуальным предпринимателям.  На плановые проверки малого бизнеса объявлены  так называемые «каникулы». Внеплановые проверки проводятся по  заявлениям граждан. На сегодняшний день заявления на условия проживания населения вблизи тепличных хозяйств, а также на качество производимой продукции в Роспотребнадзор не поступали.

— Помню, в прежние годы Роспотребнадзор проводил различные рейды, в том числе совместно с журналистами порой по просьбе читателей газеты. А сейчас так нельзя?

О.В.: —  в настоящее время внесены  значительные изменения в законодательство. Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сотрудниками Управления проводятся один раз в три года, внеплановые – по  основаниям, которые определены Федеральным Законом № 294 «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц». Перечень оснований для проведения внеплановых проверок является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Присутствие журналистов при проведении проверок законодательством не регламентируется.

Впрочем, проверки представителей бизнеса возможны  по заявлению граждан. Но проверку мы можем провести только в том случае, если заявитель обратился с жалобой на конкретное нарушение его прав,  предварительно обратившись к предпринимателю,  при этом предприниматель либо проигнорировал его жалобу, либо отказал в удовлетворении претензии. Только после этого гражданин может обратиться в Управление Роспотребнадзора для  проведения проверки. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является угроза или причинение вреда жизни, здоровью граждан, данная проверка согласовывается  с органами прокуратуры.

— Часто сталкиваемся с тем, что в магазинах продают некачественные продукты. Буквально на днях муж купил колбасу, а она была просрочена на две недели. До этого я покупала конфеты ребятишкам, а они, как камень, твёрдые. Как быть? Как можно вернуть деньги, вообще что нужно делать в таких случаях?

О. В.: — Если в магазине потребителю продали товар неудовлетворительного качества, то прежде чем идти с жалобой в Роспотребнадзор, покупатель должен обратиться с претензией в магазин, где продали данный товар. Обращение к предпринимателю может быть в любой форме: либо письменное заявление предпринимателю в двух экземплярах, на одном из которых, предприниматель должен поставить отметку о получении, либо направление претензии заказным письмом на имя предпринимателя, либо это запись в жалобной книге.

Если в десятидневный срок проблема не была решена и реакции со стороны предпринимателя не последовало, то тогда гражданин имеет право обратиться  в Роспотребнадзор за защитой своих нарушенных прав, предоставив доказательства  предварительного обращения к предпринимателю: фото-или видеофиксация заявления в жалобной книге, копия письма. При этом гражданин должен иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Либо гражданин может подать заявление с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (то есть посредством портала государственных услуг: www. gosuslugi.ru).

— То есть получается такой сложный процесс обращения?

— Претензионный характер обращений – не инициатива Роспотребнадзора, а изменения в законодательстве России, и касаются они не только нашего Управления, но и других контролирующих органов. Для того чтобы мы имели право провести проверку, потребитель должен указать, какие именно и в чём его права были нарушены. Мы не можем просто так прийти, скажем, в магазин  и проверять всё подряд. Мы работаем по конкретным фактам. Нередко к нам поступают заявления, где  не указано,  какие именно и  в чём конкретно   были ущемлены права, а только зафиксированы эмоции, как итог – мы просто не имеем возможности провести проверку. Это граждане должны учитывать при подготовке  заявлений в Роспотребнадзор. 

Отправляя жалобу по испорченному продукту, необходимо указать – в  каком магазине, по какому адресу, какого числа, какой именно продукт, с указанием наименования и  производителя, в каком количестве и по какой цене был  приобретен неудовлетворительного качества. То есть не просто, скажем, йогурт  с плесенью, а какой именно йогурт – наименование товара, емкость расфасовки,  кто является производителем данного товара.  Также надо указать данные индивидуального предпринимателя, где был приобретен товар,  эта информация содержится в «Уголке потребителя».

Но, как показывает практика,  владельцы магазинов в основном идут навстречу потребителям и либо обменивают товары, либо возвращают деньги, даже если у потребителя нет на руках чека из магазина.

Еще раз повторю, если касается нарушений санитарного законодательства, когда указаны факты, свидетельствующие о возможной угрозе здоровью и жизни человеку или животным, растениям, данные проверки согласовываются  с органами прокуратуры.

— Мы регулярно смотрим по телевидению программу «Ревизорро», интересно, а у нас так точки общепита проверяют? Может, какие-то рейды проводят? Думаю, что было бы хорошо, если бы затем информация о результатах рейдов публиковалась на страницах газеты, чтобы быть уверенным в том, что там всё в порядке с безопасностью. А то мы недавно ходили в ресторан, и все отравились. Что в таких случаях нужно делать, вам писать заявление или кому ещё?

О.В.: — Порядок проведения как плановых, так и внеплановых проверок определен законодательством Российской Федерации, о чем я уже говорила ранее. Организация  внеплановых проверок по заявлениям граждан при нарушении их прав, как потребителей, носит претензионный характер (предварительное обращение к предпринимателю).

 Результаты проверок регулярно выкладываются на официальном сайте  Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия.

Внеплановые проверки по заявлениям граждан о нарушении  санитарного законодательства, при  указании фактов, свидетельствующих о возможной угрозе  или причинения  вреда здоровью и жизни человеку или животным, растениям, согласовываются  с органами прокуратуры.

В случае пищевого  отравления  вам необходимо подготовить заявление по поводу некачественного предоставления услуг в сети общепита с указанием конкретного предпринимателя или юридического лица. Заявление можно подать в территориальный отдел Управления в г. Черногорске по адресу: г. Черногорск, ул. Мира,15, каб. №2 с 08-00 до 17-00 часов, перерыв на обед с 12-00 до 13-00. При обращении необходимо представить документы, подтверждающие вашу личность.  Либо, еще раз повторю, можно подать заявление с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (то есть посредством портала государственных услуг: www. gosuslugi.ru). Для подтверждения факта пищевого отравления  необходимо предоставить соответствующий документ от медицинской организации: справку от участкового врача или врача скорой медицинской помощи, врача-инфекциониста с указанием диагноза.

— Я с рождения живу в Черногорске, и в последнее время меня крайне волнуют вопросы экологии. Говорят, что у нас в городе много машин, потому и высокая задымлённость воздуха. Но ведь машин не больше, чем в Абакане, зато в районе городской свалки у нас разрабатывается гора, кто там предприниматель – не знаю. Но от трубы того завода постоянно идёт дым на город, в неделю раз или два обязательно. Я обращалась в городскую администрацию с этим вопросом, там ответили, что земля принадлежит Усть-Абаканскому району. Неужели никого не волнует эта проблема? Ведь это загрязнение воздуха! Хотелось бы, чтоб Роспотребнадзор обратил внимание на этот вопрос.

О.В.: — В соответствии с полномочиями федеральный государственный экологический надзор  в области охраны атмосферного воздуха осуществляет Росприроднадзор, куда вам необходимо обратиться.

 — На днях в газете читала высказывание министра экологии, где он говорил о формировании и воспитании у населения экологической культуры и социально-ответственного отношения к окружающей среде. Это хорошо и правильно сказано. Но вот смотрите, накануне вербного воскресенья все прилавки на рынках завалены охапками багульника и вербы, затем всё это грудами выбрасывается на помойку. Почему никто не следит за такими нарушениями? Ведь это конкретный вред природе. С такими темпами у нас скоро вообще ни вербы, ни багульника не останется!

О.В.: — В данном случае,  нужно  обратиться в Росприроднадзор.  В соответствии с Положением об Управлении Роспотребнадзора по Республике Хакасия  мы можем  решать вопросы  только в рамках наших полномочий. Данный  вопрос  в компетенцию Управления  не входит.

— У нас проблема бродячих собак, их много, мы боимся за детей. Кто должен отвечать за это?

О.В.: —   Этот вопрос  очень важный,  и Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия не раз его поднимало в администрации города.   В этом году Постановлением Правительства Республики Хакасия  определен  порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики  Хакасия. Отлов и содержание безнадзорных животных осуществляется специализированными организациями, имеющими необходимое оборудование, транспорт для перевозки животных, пункты временного содержания безнадзорных животных, специально подготовленных работников, определяемыми муниципальными образованиями Республики Хакасия.    Таким образом, вам нужно обратиться в администрацию г. Черногорска.

 — У нас в квартире не работает вытяжная вентиляция, на кухне и в санузле. Мы обращались в управляющую компанию «Жилкомсервис», они провели обследование, признали недостатки, но до сих пор не устранили их. Первый раз обращалась в декабре 2015 года, и с тех пор никаких положительных изменений.

О.В.: — Вам надо обратиться в  Государственную жилищную инспекцию Республики Хакасия.

— Туда я уже два раза обращалась. Они составили протокол об административном правонарушении, причем во второй раз также был составлен протокол, но проблема не решена.

— В данном случае это полномочия Государственной жилищной инспекции, они должны были управляющей компании выдать предписание об устранении выявленных нарушений. И затем провести проверку его выполнения.

— Это всё было сделано, но проблема, повторюсь, не решена!

— В таком случае, вам нужно  решать вопрос в судебном порядке.

Стихийные свалки — экологическое бедствие, некому пожаловаться?

Валентина  СОСНОВСКАЯ, фото автора.  «ЧР» №41 от 30 мая 2017 г.

(Окончание в ближайших номерах)

Источник: сайт газеты «Черногорский рабочий» http://www.черногорскийрабочий.рф/node/16237