ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

11 декабря, 2020

 Бредихина Фаина Михайловна,

Павленко    Екатерина Васильевна,

преподаватели Борисоглебский дорожный техникум

Экология (от греч. oikos – дом, родина и …логия – часть сложных слов, означающая: знание, наука) – 1) раздел социологии, рассматривающий проблемы взаимоотношения человека и среды; 2) раздел биологии, рассматривающий взаимоотношения животных, растений и микроорганизмов с окружающей средой.

По расчетам ученых, численность населения планеты будет увеличиваться в 2 раза каждые 50 лет, особенно заметен будет рост численности населения в городах. 

Деятельность человека приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась «Красная книга», в которую заносятся исчезающие виды животного и растительного мира с целью их сохранения. Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми, и от понимания этого зависит будущее людей. Экологические проблемы отрицательно сказываются на здоровье и жизни людей.

Негативные последствия развития транспорта на окружающую среду рассматриваются в трех аспектах (таблица 1.).

Таблица 1. Аспекты негативных последствий развития транспорта на окружающую среду

Расходуемые ресурсыЭкологический факторСоциальный фактор
Энергетические Материальные Земельные Водные Воздушной среды— Сооружение предприятий: загрязнение территории, воды, атмосферы, нарушение природных связей, уменьшение жизненного пространства, сокращение биологической продуктивности. — Транспортные потоки: шум и вибрация, выхлоп и расход топлива, дорожно-транспортные происшествия.Гибель, увечье и отравление людей и живых организмов. Усиление стрессовых нагрузок участников движения. Профессиональные заболевания водителей. Рост налогов и затрат на транспорт (изменения в семейном бюджете). Гиподинамия

Охрану природы следует всегда рассматривать с точки зрения разумного, рационального использования.

При строительстве транспортных сооружений происходит нарушение гидросистемы почвы (природной циркуляции воды).

При эксплуатации транспорта образуются отходы: бензин, масла, выбросы твердых и жидких компонентов и пр., вследствие чего происходит биологическое загрязнение среды. [2]

Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги.

Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организмы животных и людей.

Загрязнение водных объектов происходит вследствие попадания транспортных выбросов на поверхность земли в бассейнах стока, в подземные воды и непосредственно в открытые водоемы.

Воздействие транспортного шума на окружающую среду, в первую очередь на среду обитания человека, стала мировой проблемой. Около 40 млн. населения России проживает в условиях шумового дискомфорта.

Наиболее распространенным и вполне логичным способом защиты является создание вдоль дорог полосы зеленых насаждений.

К основным направлениям охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов относятся следующие:

•         сокращение площади временно занимаемых земель, особенно ценных сельхозугодий, лесов первой категории, речных пойм и др.;

•         уменьшение использования природных ресурсов, особенно добываемых в зоне влияния сооружения (грунт, песок, щебень, древесина и т.п.);

•         сохранение плодородного слоя почвы на землях временного использования, рекультивация нарушенных земель;

•         предотвращение явлений, изменяющих природные системы (осушение, заболачивание, эрозия, оползни и т.п.);

•         исключение изменений гидрологического или биологического режимов болот и водоемов;

•         недопущение ухудшения среды обитания местного населения в зоне влияния объекта;

•         обеспечения сохранности памятников культуры, объектов археологии.

Проектное решение строительства автомобильной дороги или транспортного сооружения можно считать экологически безопасным, если

 оно удовлетворяет следующим условиям:

•         исключена угроза для здоровья человека в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта;

•         предупреждена возможность необратимых изменений в окружающей среде;

•         исключены катастрофические последствия в случае технического отказа каких-либо элементов сооружения.

Существующий ландшафт при строительстве будет сохранен и улучшен при соблюдении следующих условий: трасса участка автомобильной дороги гармонично сочетается с окружающими формами рельефа; ось дороги представляет единую пространственную кривую в окружающем ландшафте, с которым гармонично связаны план, продольный профиль и поперечные профили участка дороги.

        Трасса участка дороги должна быть проложена по местности с нормально обеспеченным водоотводом и благоприятными грунтово-геологическими условиями. Для снижения пылеобразования в проекте предусмотрено устройство укрепительных полос шириной 0,5м. Прибровочные полосы шириной 0,5м укрепляются засевом трав, остальная часть обочины укрепляется грунтощебнем.

Для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна в проекте предусмотрено их укрепление посевом многолетних трав, что обеспечивает сброс воды с поверхности дороги без размыва. В продольном профиле вода от земляного полотна отводится по боковым кюветам со сбросом её к трубам, что обеспечивает устойчивость откосов земляного полотна.

Загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей представляет в настоящее время серьёзную проблему. Ровное асфальтобетонное покрытие проектируемого участка дороги будет способствовать снижению расхода топлива и уменьшению выброса токсичных и выхлопных газов в атмосферу при прохождении автотранспорта по дороге.

После завершения строительства автомобильной дороги в процессе эксплуатации производят озеленение прилегающей к дороге местности. Это позволяет в перспективе придать живописный вид дороге, объединить придорожные древесные и кустарниковые насаждения с окружающим ландшафтом местности, выполнить снегозащитные насаждения вдоль дороги.

В зависимости от условий местности зеленые насаждения имеют различное назначение: декоративное, снегозащитное, противоэрозийное и пескозащитное.

Для рекультивации и озеленения дорожной полосы составляется проектно-сметная документация:

— проект по техническому и биологическому этапам рекультивации придорожной полосы;

— технологическая карта с расчетами затрат на ресурсы;

— смета затрат на рекультивацию полосы отвода. Затраты учитываются в сводном сметном расчете (глава 1.). 

Каждый житель земли выбрасывает ежегодно 1 т мусора. Массовый характер носит процесс замусоривания промышленными и бытовыми отходами пространств вдоль железных дорог, автомобильных трасс, водных путей и транспортных сооружений. Подсчитано, что в Японии каждые 6 лет удваивается количество отходов. Поэтому необходимо принимать следующие меры:

— воспитывать у каждого человека с детства бережное отношение к окружающей среде;

— мусор в городах сортировать, а на дорогах систематически убирать;

— на автомобильном транспорте из-за многочисленности и подвижности транспортных средств проблемы обеспечения безопасности движения носят наиболее острый характер. Поэтому необходимо постоянно совершенствують системы активной безопасности автомобилей, т.е. тех узлов и агрегатов, которые предотвращают дорожно-транспортные происшествия;

— повышаются требования к автомагистралям. В связи с этим безопасность движения должна повышаться за счет устройства транспортных развязок и пересечений на разных уровнях, совершенствования дорожно-строительных материалов, улучшения видимости, применения современных светоотражающих полимерных материалов для дорожной разметки и знаков, совершенствования обустройства территорий;

— для борьбы с обледенением дорог разбрасывают на 1 км дороги до 3-4 т соли, что приводит к засолению и изменению структуры почвы. В этой связи интересен опыт Финляндии, где городские дороги посыпают мелкой каменной крошкой, в конце зимы ее собирают сушат и хранят до следующего года (ресурсосберегающая технология);

— также объектами борьбы в плане экологии должны быть вода, атмосфера, шумозащита и др.

В ряде стран имеются достижения, которые можно использовать и России, учитывая местные условия. 

Список литературы:

1. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.

2. Орнатский Н.П. Автомобильные дороги и охрана природы. – М.: Транспорт, 2010. – 176 с.

3. Лавриненко Л.Л. Изыскания и проектирование автомобильных дрог: Учебник для техникумов. – М.: Транспорт, 2011. – 296 с.

4. Подольский Вл. П. Технология и организация строительства автомобильных дорог. Т. 1: Земляное полотно: учеб. Пособие / Вл. П. Подольский, А.В. Глагольев, П.И. Поспелов; Воронеж. гос. архит.-строит. ун-т, Моск. автомоб.-дор. ин-т; под ред. проф. Вл. П. Подольского. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 528 с.

5. Бредихина Ф.М., Павленко Е.В. Методические указания по курсовому проектированию, Борисоглебск, БДТ, 2012 г.

Источник: Образовательная социальная сеть nsportal.ru